Маленькое путешествие в Монголию (К.К. Виньковская)

08.06.2010. мы собрались у Виктора Олеговича дабы распределить вещи по рюкзакам и отправиться в Монголию! Встреча была назначена к трем часам. Я, Виньковская Кристина Константиновна, можно просто Кристина Константиновна=), приехала в 14:30, все остальные не спеша подтягивались с трех до пяти. Самым не расторопным оказался первокурсник Алексей, он же был и самым запасливым. Вместо пять пачек лапши взял десять, еще он был единственный кто взял чай и хлеб. На ж/д вокзал мы добирались двумя группами. Даша отвезла руководителя и Ивана а все остиальные добирались на общественном транспорте. Не смотря на городские пробки приехали мы вовремя и в 18:00 уже сидели полным составом в рейсовой маршрутке в ожидание отправления.

Водитель оказался отнюдь не пунктуальным. И соизволил тронуться только в пятнадцать минут седьмого. Час пик "делал свое грязное дело", на территории Иркутска мы передвигались очень медленно, то и дело останавливаясь. За чертой города ситуация была куда лучезарней. По маршруту были две запланированные остановки для

отдыха. До Монтов мы добирались в целом шесть часов. В дороге нас застал дождь и вещи, которые были привязаны к крыше маршрутки, промокли. Прибыв на место мы в спешке одели рюкзаки и быстрым шагом пошли выбирать место для ночлега. Во время ходьбы Маша очень устала и Ваня повесил ее рюкзак себе на живот. Выглядел он, надо сказать, забавно. Видеть мог только то, что творилась по бокам. Так как было уже темно, пересекя населенную местность, мы разбили лагерь чуть ли не на ощупь. Утром я проснулась от того, что некто без моего ведома пытается шевелить моей головой. Таким образом Ваня всех нас разбудил на завтрак. Поев макароны с тушенкой мы собрались идти дальше. Дорога до границе была не легкой но интересной. Представляла собой асфальтированный серпантин. За пять км до границе нас подобрал мимо ехавший пограничник, предварительно поинтересовавшись все ли мы российские граждане. Как оказалось любезный государственный служащий был в звании старший лейтенант. На погран-пункте мы обнаружили необычных ворон, позже самый главный орнитолог пояснил, что это клушицы. Они были чуть больше галки и имели красные лапки и клюв, загнутый в низ.
Русские пограничники не оказывали нам платных услуг, что не скажешь про их Монгольских коллег. 50 р.взял какой то мужик за окошком, после какой то главный мужик предложил нам услуги транспортировки на УАЗике, ценой 100 рублей с носа. Потом пришла какая то тетка, которая сказала, что ей тоже нужно 50р с гостя из России. Когда мы доехали до шлагбаума улыбчивая аборигенка зарегистрировала нас в Монголии и продала путевку в национальный парк, что обошлось нам в 180 рублей с туриста. Добравшись до населенного пункта водитель попросил нас со с воего авто. Так как начальник, который должен выдать нам разрешение на маршрут на Мунку-Сардык отсутствовал на своем месте, мы, посетив магазин «Сувенир», пошли искать стоянку для обеда. Поднявший на первую попавшеюся сопку мы соорудили кострище по всем правилам пожарной безопасности. Сворив общими усилиями обед-перекус, я с Виктором Олеговичем пошли искать место для стоянки, а остальные тем временем поставили вторую порцию чая. Когда мы вернулись с розветки, рукаводитель отправился в Ханх, а я с Машай легли вздремнуть на кориматах. Леше и Ване не спалось и благодаря их бесконечным монотонным обсуждениям разнообразных автомобилей мой сон не заставил себя долго ждать. Когда доктор наук вернулся, мы пошли на выбранное позже место для лагеря. Расположились на самом берегу озера Хупсугу. На месте мы встретили лесу и скот местных жителей. Учуяв запах падали мы детектировали скотомогильник, который представлял собой последствия холодный зимы в это году. По всей видимости монголы организовывали субботник, потому что кости были аккуратно сложены в кучку. Перед ужином В.О., Маша и Кристина пошли на прогулку, на которой встретили: каменку-плясунью, канюка, черного коршуна, трех гоголей, больших крохалей, серебристых чаек и прочих представителей авифауны. Еще нашли большие рога Монгольского яка, я уж было решила вести их в Иркутск, но вовремя вспомнилось про запреты на границе. После ужина мы покидали тарелку и легли спать.

10.06.2010 в 6:30 мы все кроме Смолина пошли на учет, на котором встретили: огорей, лебедей кликунов, каменок, черного коршуна, глухую кукушку… В общем было интересно. Позавтроков мы отправились в сторону гор. Благодаря льду, лежащему на озере, гусей, лебедей и уток удалась рассмотреть и сфотографировать с не обычно близкого растояния. Оринтеровочно за три км до лагеря мы организовали привал на обед. Во время процесса приготовления еды приехал абориген в национальном кастюме на толи большой пони, коли маленькой лошаде. У монгольского коня были длинные хвост и грива, он был нискорослый но очень выносливый, а еще пугливый, мне так и не удалось его погладить... потом к монголу присоединились еще двое ему подобных, только уже на железном коне.Они все вмести сели на против нас и стали наблюдать за нами как за обезьянами в зоопарке, медленно потягивая пиво. мы не предали этому значения и спокойно приступили к трапизе. когда дело дошло до сгущенки, Монголы на мотоцикле уехали, а лошадь с оставшимся местным жителем приблизились к нам и мы были вынуждены придложить чай. один из них согласился, попил, потом сел на второго и ускакал.
Орнитологи продолжили продвигаться к номеченой целе. У устья реки мы встретили еще местных жителей, видели не очень понятное сооружение, оно предстовляло собой воткнутый в землю столб, по бокам окруженный деревяжками и, в добавок ко всему, была приделона доска с колесом на конце. в ходе детального изучения сей не хитрой субстанции мы сделали выводы о том, что скорей всего это с ее помощью тренеруют лошадей. Поднявшись в верх по руслу пришлось пройти мимо юрты и нас гостиприимно пригласили в гости. было очень позновательно и не сомненно увлекательно! Мне дали подержать козленка, еще дали попоробовать какойто молочный продукт, похожий на пенку. Было вкусно. Покидать монгольскую обитель совершенно не хотелось, но нам надо было идти дальше и мы попращались с милыми потомками Чингисхана. прошли еще четыре км и разбили лагерь. Погода так и ''шептала'': "иди, Кристина, загарай..." ну я и пошла. принимала солнечные ванны аж 10 минут. потом тучка закрыла солнышко и мне ни чего не оставалось, как одеться потеплей. После ужина, приготовленного Лехай, желающие пошли на разведку в поиске тропы. желающих окозалось аж двое.. я и Виктор Олегович. Как выяснелось, по дороге в горы нам придется проходить в брод. Еще мы наткнулись на строения, преднозначенные для зимовки скота. Домики были утеплены навозом, им же были заделаны щели со стороны гор. Вернувшись к нашим мы поведали им увидиное, обсудили сложившуюся ситуацию и разбрелись по спальникам.

11.06.2010 я проснулась от того, что Ваня и Леша спросоня спорили кто из них будет дежурить. дело в том, что очередь была моя и накануне я поминялась с кем то из парней что бы идти на учет, но всвязи с осадками, утреней прогулки не состоялось и в конце концов Алексей и Иван принили решения поменяться со мной обратно. Это было весьма "любезно" с их стороны. На улице было все мокро и естественно дрова ни кто не заготовил. ну чтож. с горем пополам я таки развита костер и позавтраков, орнитологи, полным составом, пошли покарять г. Мунку-Сордык. Т.к. мы не знали точной дороги пошли не так, как хотелось бы. помитавшись, мы "плюнули" на тропу и пошли на прямик. по дороге слышали не голосовой ток степного дупля. Он производил звуки, похожие на звуки лесного дупля, но не так громко. У подножья гор было еще болеменее сухо, но когда мы начали подниматься, мы вошли в дождевое облако. в отличие от всех остольных я промокла до последней нитки! Так в облоке мы бы ни чего не увидели, продолжать восхождение было не целесообразно, мы приняли решение возвращаться к палаткам. В лагере дождя не было и мы стали сушить вещи. В помежутке между обедом и ужином не происходило ни чего занимательного, а после ужина к нам прискокали два монгола. как оказалось, один из них был тот самый монгол, который застал нас кокраз во время обеда менувшего дня, он был в том же национальом костюме, а второй был ранее с нами знаком когда мы посетили юрту. С начала мы пытались общаться с ними на уровни жестов, это нам не очень удовалась и тогда мы взяли журнал и начали рисовать. Монголы нам поведали как лучше идти в горы, потом один из них пыталася выменить биноколь Виктора Олеговича на барана, попытки были четны. В скоре они нас покинули и мы пошли спать, набираться сил для предстоящего восхождения.

12.06.2010 вставать на учет было особенно лениво, но лень окозалась слабей женского любопытства и я недола себе проспать сей позновательное мероприятие. Что не скажишь про Марию. Ваня остался досушивать вещи, Леша - дежурить. В общем из студентов пошла толко я. Утро выдолось холодным, ко всему прочиму у нас сели батарейки в Djepies, но я не пожалела, что поднялась. У самого лагеря мы спугнули касулю, чуть погодя - зайца. А еще мы видели индийских гусей, седящих прямо на листвинице!)) учли мы таких птиц, как: пятнистый конек, индийский гусь, малая мухоловка, белошапочная овсянка, красавка и нечто, похожее на Монгольского степного воробья. Вернулись с учета раньше планированного на час, хоть и прошли 4км, как выяснелось позже. После завтрака все обитатели палаточного лагеря кроми Маши пошли предпринимать контрольную попытку покарить Мунку-Сардык. Вскоре мы бросили затею идти по тропе, потому что ленточки были развешаны не понятно как, не понято где. На пути встретели касулю, которую спугнули возбужденные возглосы Алексей. Даа, хотела бы я посмотреть, как он умыдряеться добыть зверя при такой то эмоциональности. На горы мы поднимались примерно три часа. Как окозалось, вершина, на которую мы забрались, была не самой высокой, Россию со стороны Монголии мы не увидели. За то, в следуйщий раз, если он будет конечно, мы уже будем знать как и куда идти что бы взглянуть на родину с другой стороны. На горе представители мужского пола захотели пить, а из воды там были только лужи в камнях, по всей видимости образованные в результате пролитающих мимо туч. Наблюдать за тем, как товарищи уталяют с их помощью жажду было попкрайне мери комично. Спустились с вершины достаточно быстро, я бы сказала в течение десяти минут. Вернулись в лагерь кокраз к тому времени, когда Маша доваривала гороховый суп. Позавтраков, после "тихого часа", Мы "свернулись" и пошли обратно на берег Хупсугула. По дороге у меня "сгорели" руки, Ваня лопнул мозоль и натер ноги до крови, У Виктора Олеговича ранее порвоная лямка давала о себе знать, но не смотря на все выше перечисленно, шли мы долстаточно бодро. По дороге мне пришлочь разуться дабы пересечь речку Баингол, руководитель пошел в брот, благо его сандали ему это позволяли, Маша переоделась в сапоги, а мальчики предпринили попытку выйти из воды сухими, но им это не удалось и они намочили берци. Пересекя реку меня встретели не доброжелательно настроеные Овца и Козел. Самка борана опустила голову и "набычилась" всем видом показывая, что намерена меня бодануть не существующими рогами. Я решила обойти огрессивно настроеную копытную с о стороны не очень доброго и очень рогатого, но спокойного Козла. Обошлось без происшествия. Идя в доль берега мы с руководителям отвлеклись на хищника, остальные уже отошли от нас на прилично растояние когда мы догоняя их заметели странный камушик на льду озера. при ближайшем рассмотрение с помошью бинокля мы определили что это каменка. Виктор Олегович в начале сфотогрвфировал птицу, а потом предпринил попытки спугнуть ее при помощи песка. Каменка не улетела даже тогда, когда руководитель попал в нее мелким камушкам. Разглядев ее повнимательне мы заметили. что ее левая лапка застряла во льду. Я уже было ринулась на помощи бидолаге, но она испугалась, вырволась и улетела. в открытом от льда учаске воды мы увидели хариуз. эх, жаль что рыбалка запрещена до 15 июня. Потом нас сбили с току хищьник, который ни как не хотел определяться и в конце концов самый главный орнитолог с дела вывод, что это не обычно светлая пусьтельга; и удоты, звуки которых были больше похож на голос совы. Наконец то мы пришли влагерь, я сворила гречку с тешенкой, мы открыли кукурузу и сдела традиционный торт из сгущенки и печенья. Закончив с дежурством я со всеми остальными легла спать.

13.06.2010 мы в тродиционном составе пошли на учет. Дежурным был Ваня. Маша и Леша мирно посапывали в своих спальниках. на учете встретели видимо обычный для этих кроев видовой сотав пернатых и к ним добавилась вертишейка. Несколько отвлеклись на чичивиц, которые совершенно не умеют петь!=)Навернув пятикелометровый круг мы вышли на сопку, под которой была расположена наша стоянка. В промежудке между завтракам и обедом мы, благополучно, дружно проволялись под открытым небом. После обеда орнитологи продолжили перетаскивать свои вещи из одного конца национального парка в другой. В этот раз конечной целью был мыс,чье нозвание мне не известно. путь на будущую стоянку лежал через населенный пункт, в котором мы познакомились с местным инспектором. Он, не представившись, начал распрашивать кто мы, откуда, куда и с какой целью... ответы у нас были не внятные, обобщенные. Когда страж порядка назвал свою профессию, мы стали говорить более конкретизированно. Получив добро на дольнейшее передвижение, пополнили продуктовые запасы и прододолжили свое путешествие. подойдя к мысу мы мучительно долго выбирали место для полаток. Наконец сойдясь во мнениях, разбили лагерь. погуляли, поели и отошли легли спать.

14.06.2010 подходила к концу наша экспедиция и погода не обошлась без сюрпризов. Ночь была весьма не спокойной, дул порывистый ветер и лил дождь. Ваня то и дело выбегал из палатки дабы закрепить ее еще сильнее. У Виктора Олеговича не оказалось с собой колышков и благодаря Ивану, в красках описавшему как доктор наук держит свою палатку с помощью собственного веса, я вспомнила что не заметила лишние колышки у себя в рюкзаке и с случайно взяла их с собой. С их помощью Ваня укрепил палатку руководителю. Пропал еще один учет. Мария приготовила завтрак, плавно "перетекший" в обед. Первый, на сегодняшний день, прием пищи закончился во втором часу. Немного отдохнув Ваня пошел за мыс, Маша осталась в лагере, а я с Виктором Олеговичем и Алексеем, пошли в городок, дабы решить транспортный вопрос. По дороге видели озеро, на котором расположились около десяти видов пернатых: черношейная поганка, красношейная поганка, чомга, крачки, чайки, хохлатая чернеть, гоголя, чибис, огоря, лебеди-кликуны. На острове, по среди чудо-озера гнездились чайки и утки. Понаблюдав мы пошли дальше, добирались до населенного пункта примерно час. Дойдя до построек мы принились исать турбазу "Семь гор". Посетив несколько магазинов и наткнувшись на уже знакомого нам инспектора, мы нашли что искали. Пока руководите договариволся на счет машины, мы выбирали сувениры. Оставила я за милые вищицы 1080р. И вещицы тоже оставила... насохрапнносмть. потом переживала, что не отдадут. Вернулись мы к нашим в седьмом часу, нагуляв, в среднем, 12 км. Поужинали и легли спать.

15.06.2010 день отъезда. Все было как всегда: учет, завтрак.. и в путь! Сувениры мне отдали, с транспортом проблем не было, через границу прошли быстро и остановились на том самом месте, на котором мы ночевали после Иркутска, ждать того самого водителя, который довез нас до Монд. Была договоренность, что маршрутчик заберет нас в 00:00. Мы пообедали и заывалились на травку в ожидание чуда. Чудо приехоло за нами опоздав на пол часа. И того, в Иркутск мы прибыли в 05:15. Вот и кончилось наше занимательное путишествие и я пожалуй заканчиваю сей отчет. Благодарю за внимание!