Байкальский заповедник

Фотогалерея

Орнитологические данные

На култукском железнодорожном переезде ЦЕЛЫЙ ЧАС не пропускали машины
Байкальский государственный природный биосферный заповдник
Мини-чемпионат по настольному теннису
Заповедный УАЗик и три не по нашему одетых парня
По дороге в горы
Медведь понял – она не остановится и еще быстрее побежал вверх по склону
Молодежь застряла на снежнике, весело играя в снежки
Я, сидя на камне, с легким ужасом смотрел вниз
Макет озера Байкала и прилегающих к нему хребтов выложен прямо на земле
Если судить о размерах, то можно сказать, что только его передняя лапа была размером с мое лицо!:)
Немцы строят музейный экспонат - русскую избу
Тропинка к реке очень крутая
Открываются новые просторы

Кем-то придуманный «день независимости» постоянно выбивает из колеи многих граждан нашей страны. РАЗ! и опять нежданные выходные в самое неудачное время. Не обошел этот сюрприз стороной и нас. Идет защита дипломных работ, а тут выходные, да плюс еще один день свободный. Всем хорошо, а председателю ГАКа из Свердловска, что прикажете делать? «На природу его» - решает деканат. Байкальский заповедник – это оптимальный вариант – не далеко, директор, как и председатель, тоже «соболятник». «Куда» - решено, а кто будет сопровождать? «Не я!» - сказали одни. «Пускай сам едет» - другие. «Надо обязательно кому-то сопроводить» - третьи. «Давненько я в горы не лазил» - подумал Виктор Олегович и предложил себя с будущей дипломницей в сопровождение. Выезд до Танхоя состоялся на ИрГСХАшных «Жигулях». Какие все-таки наши машины гадкие (толи гады придумали, толи для гадов делали). Застуженная спина болела все больше и больше. «К счастью» на култукском железнодорожном переезде ЦЕЛЫЙ ЧАС не пропускали машины, и появилась возможность размяться. По волнистой дороге мы доехали до Танхоя, где нас уже ждали. Встречал лично Василий Иванович Сутула (директор заповедника). Легкий перекус, обсуждение планов на предстоящие выходные и небольшая экскурсия по заповеднику. Первый раз я посетил заповедник 1987 году. Впечатление от конторы было самое ужасное. Был я там и позже с кратковременными визитами, и как-то ничего в глаза не бросалось. И вот я здесь, много лет спустя, снова. По российским меркам произошла революция: порядок, дисциплина, визит-центр, домики для гостей, бани, музей, экологическая тропа, продолжающееся строительство и изготовление разных новых задумок. После небольшой экскурсии мы поехали на Дулиху, где, попарившись в баньке и посмотрев на пустой тазик, из которого норка утащила наши гостинцы в виде рыбы, мы разбрелись по персональным домикам в ожидании завтрашнего дня. Ах, чуть не забыл, мы провели Дулихинский мини-чемпионат по настольному теннису. Всего участвовало три команды: Свердловскую команду представлял д.б.н. Владимир Генрихович Монахов, команду Усольского района студентка третьего курса Екатерина Белкина и команду Иркутян - я. Победила, конечно, дружба, но Иркутск проиграл так, как не проиграл бы и африканец на лыжне.
Утром 12го орнитологи отправились на учет птиц по березнякам с зарослями душекии вдоль Транссибирской магистрали. Птиц было немного, что Екатерине помогло лучше запомнить, чем отличается синий соловей от зеленой пеночки и чечевицы. После легкого обеда нас повезли к конторе заповедника, где нас ждал заповедный УАЗик и три не по нашему одетых парня. Эти парни оказались немецкими волонтерами, которые строят для заповедника русскую избу, а экскурсия на Хамар-Дабан – это оплата за их добросовестный труд. Старт дан от федеральной дороги через заболоченный березнях, постепенно переходящий в пихтовый лес с примесью кедра, а на высоте 700 м над уровнем моря пихтарник можно назвать чистым. Шли не спеша, тем более что в гору. Катя бежала впереди, немцы за ней, Василий Иванович успевал везде, а мы с В.Г. Монаховым - сзади. Птиц днем было немного, в основном корольковые пеночки. Много было помета соболя и медвежьих пороев после поиска бурундучьих кладовых. После пятикилометрового подъема мы остановились попить чайку и восстановить силы. Жаркая погода нас обеспечила сухими дровами, а река из талых вод приятной прохладой. Вкусный чай, сало и другие пищевые мелочи спровоцировали нас на полуторачасовой отдых. Затем начался подъем, где за два километра пути мы должны были поднятья почти на 200 метров. Пока Василий Иванович фотографировал цветы и пейзажи, Виктор Олегович разглядывал мухоловку, Екатерина пошла по тропе первой, а за ней потянулись гуськом немецкие друзья. Потом уже рассказала Катя: «Оглянусь, а они за мной, пот ручьем бежит, наверное, сильно устали". А я думаю: "Не буду останавливаться, пускай без меня отдыхают". Так и добежали до зимовья». Как рассказали немцы: «Катя как газель бежит без устали. Думали: "Остановится - отдохнем, а она так без остановки и добежала до зимовья. Хорошо что мы скауты, а то бы не дошли».
Тут не хвастаясь скажу – не зря Владимир Генрихович пёр (извините за выражение) качан капусты с картошкой и луком – заварили мы 10 литров капустного супа (как потом жена сказала: «щи это называется») да такого, что гости наши каждый по три тарелки и проглотили. А Дитрих доел остатки этого супа и еще салат из этой же капусты из пятилитрового котелка. Незаметно наступил вечер и мы потихонечку начали готовиться ко сну. И тут нам показали немецкое военное снаряжение во всей своей красе. Если вы видите фотографии, сопровождающие текст, то странно одеты немцы и странные у них рюкзачки-ранцы. Так вот, они достали два плаща и соединили их кнопками, натянули и получилась палатка. Остальные атрибуты тоже немало удивили. Например, две ширинки на брюках, фляжка в кружке и ранец с коровьей шерстью наружу.
Василий Иванович сказал, что завтра трудный день и надо выйти пораньше. Не знал он, что мы? орнитологи? это понимаем буквально. В 6-30 утра был готов завтрак и мы вышли в горы когда еще не было восьми. За 50 минут мы с 900 м н.у.м. поднялись на 1100 и оказались в кедрово-стланиковом поясе над пихтовой тайгой. И о, звуки цивилизации! На Катин телефон посыпались СМСки, т.к. п. Листвянка был виден на той стороне Байкала в каких то 50 км от нас. И началось восхожение. Вроде было и не круто, но до креста, к которому нас вел неугомонный Василий Иванович, надо было подняться на высоту 1935 метров. По дороге мы полюбовались на горное озеро, пообедали и пошли дальше. Горы, горы. Набегающие тучки и яркое солнце показывали их нам по разному, батарейки в фотоаппарате подходили к концу, но рука нажимала и нажимала на кнопку. Да тут еще четыре медведя на противоположном склоне, пасущиеся как простые коровы, позволили себя подробно рассмотреть в бинокли. Пора в обратный путь. Но в запасе есть еще время и мы решили спуститься метров на 400 к озеру попить чайку. Молодежь застряла на снежнике, весело играя в снежки. А потом начала катиться на ногах или пятой точке по снежному языку к озеру. «Катья! Катья! Bear! Bear!» - заорали немцы, увидем мдведя на берегу озера, как раз там куда мы шли. Но Катя бежала быстрее, чем летели ей в вдогонку слова. Медведь понял – она не остановится и еще быстрее побежал вверх по склону. «Что?» спросила Катя наконец остановившись.
Пока готовился чай, Василий Иванович искупался нагишом за бугорком, потом это сделала Катя и последним пошел Майкл, вернувшийся мокрый и с окровавленной коленкой. Попив чаю решили возвращаться другим путем. Скажу по секрету, я высоты побаиваюсь, а тут почти в лоб на гору лезть. Полез. Сначала на двух, потом на трех, потом на четырех. Пополз бы и на пяти, но не было. Пока я, сидя на камне, с легким ужасом смотрел вниз, Василий Иванович нашел медвежью берлогу и сбегал наверх (в шлепанцах!) разведать путь. Разведал. Тут Скаутам из Германии пришлось подставить мне и руку, и плечо, и в зад подтолкнуть. Дальше было просто, правда, преодолевая снежный вал уже пришлось тащить за руку Майкла. Ну а теперь в обратный путь. Опять телефонные звонки... Ужин. А в 6 утра мы с Катей под рев медведя уходим с учетом вниз к дороге. Остальные выйдут в 9-00. В 12 нас забрала машина. Прощальный обед в визит-центре заповедника. И в Иркутск.

В.О. Саловаров

Утром 11 июня в 10:45 утра мы выехали в Танхой в Байкальский Биосферный заповедник. Официальная причина выезда была сопроводить председателя ГАКа Монахова Владимира Генриховича. Я еду впервые, и поэтому для меня эта поездка насыщена новыми знакомствами, общением с деловыми людьми, открытием новых просторов Байкала и, самое главное - изучение птиц байкальской фауны, в точности, птиц байкальского хребта Хамар-Дабана.
По дороге в Танхой мы неоднократно останавливались. Первый раз в п.Култуке - отведать байкальского омуля. Быстро организовали, стоя на заднем капоте машины. Перекусили. Не теря времени я уже наблюдала за птицами: не далеко от берега летали чайки хохотуньи Larus cachinans Потом они приблизились к нам, почуяв рыбу, и стали кружить над нами. Времени наблюдать за орнитофауной побережья Байкала не оставалось и мы отправились дальше.
Следующая наша остановка не была запланирована. Причиной ее была перекрытая дорога на переезде. Стояли около полутора часа, и наконец после проезда 6 составов нам открыли дорогу. За это время по обе стороны переезда образовалась километровая пробка. Все это время стоянки мы (я и Виктор Олегович) пытались наблюдать за птицами, но к сожалению, их не обнаружили. Я считаю, причиной этого был шум электропоездов.
Наконец, уморенные жарой мы стремительно продолжаем свой путь. Не сомкнув глаза, я смотрела как мы углубляемся в горы, и вот, наконец, переехали границу Иркутской области и заехали на територию Бурятии.
И вот Танхой,контора, встреча с директором Байкальского Биосферного заповедника - Василием Ивановичем. Наш водитель уехал обратно в Иркутск, но а мы перегрузив вещи в машину Василия Ивановича поехали на базу. База отдыха была оснощена 4 домиками, баней, волейбольной площадкой. Василий Иванович провел небольшую экскрусию по базе и мы сели отведать омуля горячего копчения, но почему то он оказался не соленым. Оставался еще свежий и соленый омуль, который находился в тазике на речке. Василий Иванович предложил сготовить из рыбы что-нибудь вечером. За чаем мы выслушали дальнейшие планы. Предложений было несколько, но наш выбор пал на трехдневный поход в горы. Василий Иванович предложил взять в поход немцев, которые строили в заповеднике музейный экспонат - русскую избу.
Затем нас отвезли на экскурсию. Показали Бурятскую юрту, макет озера Байкала и прилегающих к нему хребтов, который выложен был прямо на земле. Посетили музей и здесь Василий Иванович рассказал о медведе добытого 7 января 2009 г,и из которого только недавно сделали чучело. Если судить о "мишкиных" размерах, то можно сказать, что только его передняя лапа была размером с мое лицо!:) Так же в музее было много чучел птиц, которых я пристально разглядывала. Были чучела уток, гусей, сов, дятлов и некоторых птиц отряда воробьинообразные Passeriformes. Потом мы снова отправились на базу.
Приготовить блюдо из рыбы нам не удалось, так как к нашему возвращению на базу рыбы не стало, возможно ее съели норки. Там поиграли в настольный теннис помылись в бане, предварительно ее натолнив:) После бани разошлись по своим домикам. Я поготовилась к экзамену по орнитологии, и потом легла спать.
Утром учет вдоль железнодорожных путей и побережья оз. Байкала. Вернувшись с учета, мы принялись готовить завтрак. Разбудили Владимира Генриховича и стали завтракать.
К 14:00 часам приехал Василий Иванович и мы отправились сперва к нему домой завезти ненужные для дальнейшего времяпровождения вещи. Там мы познакомились с немцами их звали Майкл, Себастьян и Дитрих. Загрузились в другую машину УАЗик и поехали на 25 км от Танхоя. Наконец, приехали. Переобулись в сапоги, так как в начале пути тропа была влажная. Долши до границы заповедника. Снова переобулись уже в кроссовки. Что нас ожидало в переди я даже не смогла себе представлять. В начале тропа не представляла нам ни каких трудностей и только лишь по распоряжению Василия Ивановича мы неоднократно останавливались. Тропа все круче и круче поднималась в горы. Журчание. Ура! Скорок ключ, перекур на час. Затем обрывистая тропа вдоль берега реки. Вот, вот придем, но сил все меньше и меньше. Немцы сзади. Смотри на не отстают. Сейчас покажу им какой выдержки русские девушки! они явно удивлены. Все мокрые, потные, уставшие, и вот... Наконец, то избушка. Дошли! Бросили рюкзаки и упали от изнеможения.
Вглядываясь в еловый лес я увидела Виктора Олеговичаю Пришел и началось:"Принеси воды, разожги костер". Моя сила воли позволяет выполнить указания руководителя и вот еле волоча котелок я спускаюсь за водой. "Ого! Кака круто!" Толи из-за изнеможенного состояния, толи от лени, мне кажется, что тропинка к реке очень крутая. Тут срабатывает женская хитрость. "Почему я? Есть же еще у нас 3 молодых паря, думаю они будут не прочь мне оказать помощь в этом нелдегком деле". И действительно за все оставшееся время, я больше не носила воду, эта работа была брошена на плечи наших мужчин.
Изба. Внутри очень даже уютно. Нары по обе стороны, клеенка на столе, тетрадь для записи посетителей. Вопрос где и с кем спать решился сам по себе. После ужина пошли спать. Я и Виктор Олегович на одних нарах, на других... Ночью проснулась, думаю надо встать и не убиться бы о столб, который стоял по середине избы. Фонариком осветила соседние нары - никого. Все остальные решили спать на чистом воздухе.
Утром встали как всегда. Я и Виктор Олегович раньше всех. Разожгли костер, приготовили завтрак, разбудили остальных.
Вроде бы все; собрались идти дальше. Покоряем первый взлобок. Зимовье уже внизу, а вот на соседнем склоне пасутся 3 медведя, да-да прямо как в сказке. Все кинулись смотреть в бинокли. "Ого, какие большие!". Да уж... у страха глаза велики... Всего то два медвежонка гуляли со своей мамкой. Таких картин за весь поход было не мало.
Снова идем "гуськом", то отставая, то догоняя Василия Ивановича. Открываются новые просторы. Высота захватывает дух. А горные озера - такая красота. Ни какое видео или фото не даст тех ощущений, которые охватывают тебя, стоя на обрыве а внизу горное озеро...
Погода нам подфортила. Жара. Но снег местами еще не растаял. Поиграли в снежки. Немцы не разу не попали. Отмазались:"anstandig".
Дошли до креста. Отдохнули. И идем в обратный путь.
Вопрос:"Идем на горное озеро?" Конечно да! И вот мы уже катимся со склона. Бумс, я упала. Василий Иванович: Скорей вставай, пока другие не увидели!". Владимир Генрихович осталсья на верху. Решил за нами понаблюдать сверху. Я же конечно не знала насчет понаблюдать, поэтому купалась в озере голышом. Ах, да Дитрих еще за мной подглядывал!
Попили чай на берегу озера и решили идти обратно. Но как? Василий Иванович решил идти более легким путем. Только от страху или от боязни высоты у Виктора Олеговича затряслись ноги:) На склоне обнаружили медвежью нору и фикалии.
Забрались. Дошли до Владимира Генриховича и уже возвращаемся в зимовье.
Ночь, утро как обычно. Только с учетом птиц возвращаемся мы в Танхой. Гостиница. Готовим пельмени. Почти шведский стол. За нами даже приехали на камрюхе. Наконец-то доедим с комфортом. Прощаемся. Немцы пожали мне руку, а Василий Иванович, как истинный джентельмен чмокнул в щечку.
на этом можно сказать и закончилась наша экспедиция. Думаю мы не раз еще посетим этот замечательный заповедник с его необъятными просторами...

Белкина Е.В.
Авторские орфография и пунктуация сохранены в связи с их оригинальностью, придающей рассказу дополнительные интересные черты.

Легкий перекус
Василий Иванович Сутула
Орнитологи отправились на учет птиц по березнякам с зарослями душекии вдоль Транссибирской магистрали
Так и добежали до зимовья
Немецкое военное снаряжение во всей своей красе
Горы, горы
Василий Иванович нашел медвежью берлогу
Прощальный обед в визит-центре заповедника
Утром учет вдоль железнодорожных путей и побережья оз. Байкала
Мы познакомились с немцами их звали Майкл, Себастьян и Дитрих
Идем на горное озеро? Конечно да!
Немцы пожали мне руку
Думаю мы не раз еще посетим этот замечательный заповедник с его неоъятными просторами...