Иркутск-Солзан

Geoff Carey     Дарья Владимировна Кузнецова

Фотогалерея

Орнитологические данные

В 2006 году мы получили письмо от английских орнитологов с просьбой найти фотографию таежного сверчка. У нас нашлась такая, сделанная в 1998 году после отлова птицы этого вида сетью. Переписка, последовавшая за отправкой наших фотографий в Лондон завершилась планированием на июнь 2008 года поездки в наш регион с целью изучения нескольких видов птиц, среди которых значились таежный и певчий сверчки, славка-завирушка, сибирская и малая пестрогрудки. К нашему удивлению, эта поездка состоялась, как и намечалось, в конце июня 2008 года. Питер Кеннерли прибыл из Лондона через Москву на самолете, а Пол Лидер и Джеф Карей, постоянно проживающие в Гонг-Конге приехали на поезде из Монголии, где они также проводили исследования, аналогичные запланированным у нас в Прибайкалье. Не раздумывая понапрасну, английские орнитологи согласились с нашим предложением сразу после прибытия отправиться на Олху на время, необходимое для процедуры регистрации в Иркутске. Столкнувшись с рядом препятствий в виде шлагбаумов, перегородивших привычные дороги, ведущие к знакомым местам, мы все-такие привезли наших гостей к реке с зарослями кустарников и столь необходимыми им птицами. Не дожидаясь завтрака, Пол, Питер и Джеф, вооружившись биноклями, трубой, магнитофоном и паутинными сетями, разбрелись по кустам и время от времени возвращались с отловленными птицами для их тщательного измерения (сами судите - 18 промеров каждой птички, в то время, как нас в университете научили лишь четырем). Кроме того, для анализа ДНК бралось по два хвостовых пера, которые упаковывались и этикетировались. Каждая пойманная птица фотографировалась, при этом не как и где попало, а в максимально равных по освещенности условиях. Все это на наших глазах проделвали Пол с Питером. Лдеф держался особняком - запись песен и голосов птиц - процедура непростая, требует не только навыков, но и отсутствия посторонних звуков, которые неизбежны при наличии "болельщиков". После перерыва на завтрак мы все отправились в район Шелехова, весьма довольные удачным началом экспедиции. Под Шелеховым, в долине Олхи обнаружился долгожданный таежный сверчок, поймать которого Пол и Питер собирались утром или днем для соблюдения наилучших условий освещения при фотографировании. Мои расспросы, что же они будут делать, если поймать не удастся, натолкнулись на смех, который был объяснен тем, что они - профессионалы и если птица есть, то ее поймают. Ну вобщем-то они и поймали... всех, кроме этого самого таежного сверчка. К вечеру отправились в Култук, запланировав остановится на берегу Байкала, что не удалось из-за дождя и мы приютились в домике туристов-спасателей "Свифт", комфорт которого во время дождя оценили все. Орнитологи после утренней прогулки занялись отловом ласточек прямо на дороге, причем весьма успешно. Решив потратить дождливую погоду на поездку, мы отправились к Байкальску, за пестрогрудками. По дороге к месту мы натолкнулись на очередной шлагбаум - проехать в верховья Солзана нельзя, так как дорога проходит мимо отстойников, нак которые местные жителеи пристрастились вываливать мусор. Раз отстойники принадлежат БЦБК, то Росприроднадзор его штрафует за этот самый мусор. Выход найден - перекрыть дорогу шлагбаумом, а рядом в вагончик посадить бабушку, чтобы лично останавливала нарушителей. Телефонные переговоры с начальником охраны привели к нулоевому результату. Старательно записав кто, куда, на сколько и зачем приехал, он проезд не разрешил. Пришлось нам менять планы и двинуться к другой речке и по другой дороге. В выборе места для лагеря наши коллеги были очень придирчивы.Отвергнув предложенную нами полянку на берегу Байкала с местами для палаток, кострищем и россыпью стекол и мусора, а затем полянку у горной речки с теми же кострищем, мусором уже в виде пластиковых бутылок и оберток, но еще и навесом для тента, они настояли разместиться в 300 метрах от этой речки на лесной полянке без намека на бывших постояльцев, а, значит, и мусора, но зато с трансформаторной будкой посередине! Тщательно выровняв место под свои палатки, обрезав кусачками подрост осины и сосны, они с комфортом расположились у костра, заверив меня, что водой для приготовления пищи помогут обеспечить. Дождь на следующее утро не создал особых помех. Позавтракав, наши гости погрузились со своим оборудованием в УАЗик и двинулись на поиски пестрогрудки. Вернулись они довольные, найдя и тщательно изучив искомое. Искомое найдено, двигаемся дальше - к Слюдянке. Погода налаживается, очарованные чудесными полянками и ожившими после дождя птицами, распевающими в слюдянских зарослях кустарников, мы остаемся на берегу речки на ночь. Вечерние прогулки доставляют всем массу удовольствия - кроме нужных птиц, встречены всевозможные башмачки, о которых нам рассказали историю, что в Англии такой вид остался в единственном экземпляре и на него разрешено любоваться лишь со специальной площадки в подзорную трубу, дабы не нарушить его уединение и не помешать. Невозможность прогуляться из-за дождя позволила нам выяснить некоторые интересующие меня моменты. Так, оказалось, что ежевечернее заполнение табличек - сколько каких птиц видели, удивлявшее меня невозможностью использовать эти данные для расчета обилия населения, оказалось просто процессом, доставляющим эти людям удовольствие, ну как выкурить сигару. По объяснению Пола, приедет он домой, достанет свои таблички и долгими-долгими вечерами будет сидеть и вспоминать, гляда на цифры о своем Байкальском путешествии. Кроме того, мне удалось несколько продвинуться в выяснении ответа на вопрос, почему же англичане такие вежливые? Правда, вместо ясного ответа я получила двухчасовую тренировку в разговоре на инстранном языке, которая принесла удовольствие, по всей видимости, не только мне, но и нашим гостям. Видимо для них уже то, что я задавала такие вопросы было невежливым. В результате, стараясь все же быть в общении со мной вежливыми они, во-первых, не могли не ответить, а во-вторых, после нашего долгого разговора, решив, видимо, что их вежливость меня раздражает (что действительно иногда случалось), вежливо старались быть менее вежливыми... Следующий, очень даже дождливый день мы провели, возвращаясь в Иркутск, так как наши орнитологи решили последний день перед отъездом провести под Шелеховым и попытаться поймать того самого таежного сверчка. Переночевав в нашем доме и слегка удивившись его планировке, утром отправились на УАЗике в поисках необходимых птиц. Погода к всеобщей радости наладилась и отлов прошел более, чем удачно. Омрачало все лишь то, что и Пол, и Питер, и Джеф забыли в Иркутске все инструменты для своих 18 промеров...Несколько сконфуженные, но довольные они вернулись в Иркутск и после обеда уехали на поезде в Новосибирск к нашему коллеге-орнитологу Виктору Семеновичу Жукову, собираясь продолжить изучение распространения сверчков, славки и пестрогрудок...